Сайт учителя физики МКОУ "СОШ №18" ИМРСК   

 Галигузовой Евгении Вячеславовны                                   

Публикации

 

 

Роль внеурочной работы в формировании мировоззрения младшего школьника.

 статья опубликована в журнале "Педагогическое мастерство и педагогические технологии"

 

      Введение стандартов нового поколения в начальной школе, заставило учителя по новому подойти к обучению в целом. Целью педагога стало - развивать мышление ребенка, чтобы он занял достойное место в окружающем его мире. В начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности обучающихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. Современные требования к обучению младших школьников заставляют учителя ориентироваться на сдачу ВПР (выпускные проверочные работы). Как показывает практика, наибольшие затруднения учащиеся испытывают при выполнении работ по окружающему миру. Исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Этот вид деятельности является неотъемлемой частью в обучении. Без него невозможно представить себе современный урок. Но, как известно, учителю на уроке необходимо многое успеть: объяснить, проверить, закрепить и вложиться во временные рамки урока. Решить проблему нехватки времени можно с помощью внеурочной деятельности, которой сейчас уделяется столько внимания.

      Внеурочная работа ведётся по нескольким направлениям, одно из них – общеинтеллектуальное. Реализация внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению – это обучение школьников осмыслению явлений окружающего мира, накоплению знаний и их использование в повседневной жизни с раннего возраста. Для расширения и углубления знаний обучающихся, по предмету «Окружающий мир», в нашей школе была разработана и апробирована программа «Юный экспериментатор».     

    Цель программы: формирование научного мировоззрения и мышления у младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Новизна программы состоит в том, что учащиеся приобретают навык работы с лабораторным оборудованием, учатся оформлять результаты своей работы, используя таблицы и графики, что способствует развитию аналитического, логического мышления школьников. Формирует познавательные УУД.   

    Учитывая возрастные особенности, программа содержит творческие задачи проблемного и исследовательского характера. Стоит отметить, данный курс ведётся учителем физики, что позволяет соблюдать преемственность между начальной и средней школой. Реализация этой программы способствовала активизации самостоятельной познавательной деятельности ребёнка; углубила и расширила знания обучающего, об окружающем его мире. Школьник приобретает навык работы с лабораторным оборудованием, учится выдвигать гипотезу, аргументировано отстаивать свою точку зрения и делать вывод на основе результатов проведенного исследования. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к окружающему миру. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления об окружающем мире в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в проектной деятельности.

      Программа рассчитана на учащихся 3-4 класса, 2 года обучения. На реализацию курса «Юный экспериментатор» в 3 классе отводится 34 ч. в год (1 час в неделю). В 4 классе отводится 34 ч. в год (1 час в неделю). Занятия проводятся по 40 минут во внеурочное время один раз в неделю. На заня?тиях присутствует группа учащихся из 10 – 15 чело?век. Состав группы может быть постоянным или переменным.

75% содержания планирования направлено на активную практическую деятельность учащихся с лабораторным оборудованием в кабинете физики. Остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, подготовку и проведение практических конференций и внеклассных мероприятий, направленных на формирование мировоззрения школьника. Данный вид деятельности позволяет пополнить портфолио обучающегося. Ребята, которые посещали занятия уже стали участниками и победителями очных и заочных научно – практических конференций, имеют дипломы лауреатов и победителей международных научно – практических конференций. Они не боятся выступать перед аудиторией и могут аргументировано отстаивать свою точку зрения. Контроль результатов усвоения учебной дисциплины осуществляется с помощью мониторинга умений и навыков в виде индивидуальных карточек.

      Программа «Юный экспериментатор» является авторской. Разработана учителем физики и имеет рецензию. Носит развивающий характер. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Занятия курса разделены на теоретические и практические. Творческие задачи можно разделить в основном на два вида: «исследовательские» (требующие ответа на вопрос почему?) и « конструкторские» (требующие ответа на вопрос как сделать?). Система занятий построена таким образом, что ребенок сам формулирует проблему, задает вопрос, ставит перед собой цель и намечает план действий для ее достижения. Таким образом он не получает «готовые знания» от учителя, а сам добывает их. Учитель выступает в роли консультанта, а обучающийся приобретает начальные навыки самостоятельного поиска, отбора анализа и использования информации.

      Деятельность обучающихся может носить как групповой, так и индивидуальный характер. Интегрированный характер содержания курса предполагает такие формы деятельности, как лекции, работа в группах, фронтальные опыты и эксперименты, анализ отрывков из художественных произведений, игровые виды деятельности. Это приводит к раскрепощению ребят, возможности высказывать свое суждение, развивает умение слушать, радоваться достигнутым результатам. Учитываются возрастные особенности детей, деятельность школьников осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов. Работа с различными источниками информации, обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации. И, что очень важно в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами всей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

     Занятия строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. Домашнее задание должно обязательно носить творческий характер. Важно от?метить всех, кто выполнил эту работу. На занятиях важна активность школьника, его уча?стие в обсуждениях жизненных ситуаций.

       Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, способствует в полной мере реализовать требования федеральных образовательных стандартов основного общего образования. С помощью грамотно организованной внеурочной деятельности можно сделать образовательный процесс интересным, так как школа, прежде всего, должна пробуждать у ребёнка желание учиться и добиться высоких результатов в обучении.

 

 

  Статья "Технологии будущего"  (опубликована в журнале "Современные условия взаимодействия науки и техники")  

 

  Статья "Раздумья классного руководителя"  (опубликована в журнале ВАК)


 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»