Программа курса «Юный экспериментатор» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и призвана расширить и углубить знания обучающихся по предмету «Окружающий мир».
Реализация внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению – это обучение школьников осмыслению явлений окружающего мира, накоплению знаний и их использование в повседневной жизни с раннего возраста. Данный курс активизирует самостоятельную познавательную деятельность; углубляет, расширяет знания обучающего об окружающем его мире, формирует представление о картине мира, отвечает на вопрос о месте человека в нем. Школьник приобретает навык работы с лабораторным оборудованием, учится выдвигать гипотезу, аргументировано отстаивать свою точку зрения и делать вывод на основе результатов проведенного исследования. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к окружающему миру. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления об окружающем мире в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в проектной деятельности.
Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми третьего - четвёртого класса, но может быть использован в учреждениях системы дополнительного образования.
Актуальность программы заключена в том, что на сегодняшний день, с введением ФГОС, элементы исследовательской деятельности присутствуют во всех предметах образовательного процесса. Реализация курса «Юный экспериментатор» позволит обучающимся научиться исследовательской работе, что сформирует у них представление о методах научного познания и методах исследования объектов и явлений природы. Данный курс позволяет соблюдать преемственность между начальной и средней школой.
Новизна программы в том, что учащиеся приобретают навык работы с лабораторным оборудованием, учатся оформлять результаты своей работы, используя таблицы и графики, что способствует развитию аналитического, логического мышления школьников. Формирует познавательные УУД. Учитывая возрастные особенности, программа содержит творческие задачи проблемного и исследовательского характера.
Цель программы: формирование научного мировоззрения и мышления у младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и
навыков исследовательского поведения.
Задачи:
1. Развитие интереса у учащихся к исследовательской деятельности.
2. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
3. Развивать аналитическое мышление школьника, умение делать выводы и выдвигать гипотезу.
4. Стимулировать у детей интерес к фундаментальным и прикладным наукам.
5. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.