Сайт учителя физики МКОУ "СОШ №18" ИМРСК   

 Галигузовой Евгении Вячеславовны                                   

Системно - функциональный подход в обучении

 

 

Применение системно – функционального подхода к усвоению физических законов.

 

       Среди многообразия современных образовательных технологий в преподавании физики можно выделить системно – функциональный подход в обучении. Этот подход широко используется в методических работах по различным учебным предметам и прежде всего, требует выделения элементов знания в изучаемом материале и определения их функций. Данный подход можно использовать как для изучения физических величин, так и для изучения физических законов. Главное при изучении законов, которых в физике большое множество – это не автоматическое запоминание, а самостоятельное углубленное осмысление каждого слова в формулировке и каждой буквы в формуле.        

       Познание законов является основной задачей науки, смыслом ее существования. Цель любого учителя подготовить ученика к жизни. Физические законы являются фундаментальными, и правильное их понятие и осмысление школьником повлияет на формирование целостной картины мира его мировоззрения. Познав законы, человек получает возможность управлять явлениями природы, ставит их себе на службу.

         Современные стандарты в обучении делают ученика не объектом, а субъектом образовательного процесса. Сколько законов изучается в курсе физики средней школы? А если рассмотреть все изучаемые дисциплины. Их большое количество, и все очень важны. Но самое главное - сделать их изучение легче, доступней для понимания, и при этом ученик должен приложить максимум самостоятельности. Применение системно – функционального подхода в обучении развивает у ребенка исследовательские навыки, навыки по нахождению и обработке информации. При применении данного подхода учитель выступает в роли консультанта, таким образом, ученик больше запоминает на уроке, у него лучше работает логическое мышление, появляется потребность к творчеству.

        На своих уроках я использую данный подход для изучения не отдельных тем, а целых разделов, в которых есть физический закон. Например, тема: «Основы электростатики» и закон Кулона. Ее изучение я даю блоками с использованием системно - функционального подхода. Большое значение уделяется анализу закона, расшифровке каждой букве в формуле, которая приводит к выделению фундаментальных понятий, например, электрический заряд, электрическое поле. Рассматриваются единицы измерения коэффициента пропорциональности. Применение данного подхода повышает у учащихся интерес к предмету, повышается качество и обученость знаний.

         В представленном материале в практической форме отражены основные положения системно – функционального подхода: анализ структуры, выделение элементов и их функций, систематизация по общности функций. Сделана попытка не только выявления состава знаний о системе элементов, имеющих одинаковые функции, но и разработка технологии их усвоения.

 

 Методическая разработка с применением системно - функционального подхода темы "Основы электростатики"

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»